![]() |
![]() |
Культ семьи и клана | ![]() |
|
Конфуций
и
конфуцианство
Социальный порядок по Конфуцию Конфуцианское воспитание и образование Система экзаменов и сословие шэньши Конфуцианство - регулятор жизни Китая
|
![]() |
Конфуцианский
культ
предков и
нормы сяо
способствовали
расцвету
культа
семьи и
клана. Семья
считалась
сердцевиной
общества,
интересы
семьи
намного
превосходили
интересы
отдельно
взятой
личности,
которая
рассматривалась
лишь в
аспекте
семьи,
сквозь
призму ее
вечных - от
далеких
предков к
отдаленным
потомкам -
интересов.
Подросшего
сына женили,
дочь
выдавали
замуж по
выбору и
решению
родителей,
причем это
считалось
настолько
нормальным
и
естественным,
что
проблема
любви при
этом вовсе
не вставала.
Любовь, т. е.
нечто
личное и
эмоциональное,
всегда
находилась
в совсем
иной
плоскости,
на
неизмеримо
более
низком
уровне, чем
интересы
семьи,
считавшиеся
категорией
высокого
морального
долга, "и".
Любовь
могла
прийти
после брака,
могла и не
приходить
вовсе (мужчины
из
состоятельных
семей могли
компенсировать
ее
отсутствие
выбором
себе
наложницы
по вкусу -
этому жена
не имела
права
препятствовать,
хотя на
практике
случалось
по-разному).
Но это
никогда не
мешало
нормальному
существованию
семьи и
выполнению
супругами
своего
осознанного
социально-семейного
долга,
который
выражался
опять-таки в
соблюдении
интересов
семьи, т. е. в
рождении
детей,
прежде
всего
сыновей,
призванных
продолжить
род,
упрочить
позиции
семьи в
веках. Отсюда - постоянная тенденция к росту семьи. Большая нерасчлененная семья (та семья, которую имел в виду Конфуций, когда он сравнивал ее с государством) существовала и до Конфуция, но по преимуществу среди знати. Конфуцианство своим культом предков и сяо создало дополнительные стимулы для ее небывалого расцвета: при наличии хотя бы мало-мальски благоприятных экономических возможностей стремление к совместному проживанию близких родственников становилось решающим импульсом и резко преобладало над сепаратистскими тенденциями. В результате большие семьи, включавшие в себя несколько жен и наложниц главы семьи, немалое число женатых сыновей, множество внуков и иных родственников и домочадцев, стали весьма распространенным явлением на протяжении всей истории Китая (образ жизни одной из них хорошо описан в классическом китайском романе "Сон в красном тереме"). Такие семьи делились обычно лишь после смерти отца, а то и обоих родителей. Старший сын занимал место главы семьи и получал большую долю наследства, в том числе и дом с храмом предков, тогда как остальная часть общего имущества делилась поровну между всеми остальными сыновьями. Все новые семьи, основанные младшими братьями (а каждый из них становился главой своего, бокового по отношению к главному культа предков), в течение длительного времени продолжали находиться в зависимости от старшего брата, являвшегося теперь главой основной линии культа, общего для всего клана. Возникал мощный разветвленный клан сородичей, крепко державшихся друг за друга и населявших порой целую деревню, особенно на юге страны, где кланы бывали наиболее сильны. Разумеется, в рамках такого клана в принципе действовали все те же социально-экономические закономерности, что и в масштабах общества в целом. Одни семьи за десятилетия становились беднее и приходили в упадок, другие, напротив, могли разбогатеть, причем в этом случае к ним начинали тяготеть обедневшие сородичи и их дом становился центром клана. Бедные родственники за мелкие подачки помогали своему разбогатевшему сородичу, а богатый хозяин клана умело использовал семейно-клановые традиции для беззастенчивой эксплуатации их труда. Возникала семейно-клановая корпорация, в рамках которой верхи и низы были крепко спаяны как родством, так и традициями, нормами клановой взаимопомощи, основанными все на том же культе предков и сяо. Сила и авторитет этих корпораций признавались властями, охотно предоставлявшими им решение различных мелких тяжб и внутренних деревенских дел. И сами кланы ревниво следили за сохранением за ними этих прав. Символом их кланового единства был родовой храм предков с могильными и храмовыми землями, отчуждать которые считалось недопустимым. В эти храмы в дни торжественных праздников собирались все члены клана, подчас сотни сородичей. После ритуальной части на таких собраниях решались и деловые вопросы. Принято было выносить на суд родственников все заботы, как гражданские и имущественные, так и сугубо интимные: не было ничего святого, своего, личного, чего не должны были бы знать семья и клан. И в семье, и в обществе в целом любой, в том числе влиятельный глава семьи, важный чиновник императора, всегда представлял собой прежде всего социальную единицу, вписанную в строгие рамки конфуцианских традиций, выйти за пределы которых было невозможно: это означало бы "потерять лицо", а потеря лица для китайца равносильна гражданской смерти. И если сынки богатых родителей в молодости могли позволить себе протранжирить толику отцовских денег в злачных местах больших городов, то это бывало лишь эпизодом в их жизни, не более. В принципе отклонения от нормы не допускались, и никакой экстравагантности, оригинальности ума или внешнего облика китайское конфуцианское общество не поощряло: строгие нормы культа предков и соответствующего воспитания подавляли эгоистические наклонности с детства. Человек с первых лет жизни привыкал к тому, что личное, эмоциональное, свое на шкале ценностей несоизмеримо с общим, принятым, рационально обусловленным и обязательным для всех. Рассмотренные выше аспекты теории и практики конфуцианства не исчерпывают всего того, что включало в себя это учение. Но именно эти важнейшие принципы социальной политики и этики были главным в конфуцианстве, им было суждено сыграть решающую роль в судьбах Китая. |