![]() |
![]() |
Конфуцианцы в истории Китая | ![]() |
|
Конфуций
и
конфуцианство
Социальный порядок по Конфуцию Культ
семьи и
клана Конфуцианское воспитание и образование |
![]() |
Конфуцианцы
и
рекрутировавшиеся
из их числа
чиновники
обычно
эффективно
управляли
всей
огромной
империей за
исключением
тех
периодов,
когда Китай
находился в
состоянии
кризиса и
центральная
власть
заметно
ослабевала.
В периоды
кризисов с
особой
силой
проявлялась
весьма
характерная
закономерность:
мздоимство
и коррупция,
никогда не
исчезавшие,
но в периоды
эффективного
функционирования
центральной
власти
находившиеся
в
определенных
рамках и
официально
весьма
строго
преследовавшиеся,
расцветали
пышным
цветом. Это
обычно
бывало
дополнительным
фактором,
способствовавшим
углублению
кризиса. Но
именно в
периоды
упадка и
развала
империи в
среде
чиновничества
и шэньши
всегда
отыскивались
популярные
деятели,
которые
находили в
себе
мужество
пойти
против
течения и
резко
обличали
пороки
современного
им общества.
При этом они
руководствовались
не только
интересами
страдающего
народа;
гораздо
более они
были
озабочены
нелегкой
задачей
спасти
готовый
рухнуть
порядок
вечных и
священных
принципов
конфуцианского
государства. Призывы этих "честных чиновников" (как они официально именуются в китайской конфуцианской историографии) обычно не мешали кризису идти своим чередом. Однако их деятельность отнюдь не была бесполезной. Некоторые из них присоединялись к восставшим крестьянам и даже становились во главе движения, а в случае его удачи - советниками нового императора. Кроме того, сам факт социального протеста со стороны конфуцианцев в суровую для Китая годину немало способствовал процветанию и популярности конфуцианства в целом. Во-первых, своими обличениями и участием в народных восстаниях они как бы практически реализовывали тезис о добродетельности императора и смене мандата: недостойный правитель, доведший страну до катастрофы, терял власть, которая при их помощи и участии попадала в руки достойного. Во-вторых, после смерти "честных чиновников", особенно если они становились жертвой репрессий со стороны правителя, деяния и личности их обрастали легендами, а эти легенды поддерживали в народе культ мудрых и добродетельных, справедливых и заботливых конфуцианских ученых-чиновников. Культ этот всегда был очень заметен в Китае. Не аристократ или священник, не дворянин-рыцарь или офицер-дуэлянт, а именно ученый-чиновник, грамотей-начетчик всегда был социальным идеалом в старом Китае. Вся направленность социальных устремлений, весь импульс жизни, все личные желания каждого честолюбивого китайца концентрировались на этом: в многочисленных новеллах и романах, драмах и стихах основная сюжетная линия почти всегда так или иначе была связана с темой бедного студента, который благодаря терпению, труду, стараниям и способностям преодолел все препятствия, успешно сдал экзамены, получил должность и оказался на вершине почета, -славы и богатства. При этом речь шла не просто о грамотности, образованности и причастности к власти. Мудрость шэньши опиралась в конечном счете на священные конфуцианские каноны, которые в своей сумме считались сокровищницей обожествленных истин. Каждый причастный к этим истинам даже внешне, по формальным признакам, резко отличался от простого народа. |