![]() |
![]() |
Конфуцианское воспитание и образование | ![]() |
|
Конфуций
и
конфуцианство
Социальный порядок по Конфуцию Культ
семьи и
клана |
![]() |
Начиная
с эпохи Хань,
конфуцианцы
не только
держали в
своих руках
управление
государством
и обществом,
но и
заботились
о том, чтобы
конфуцианские
нормы и
ценностные
ориентиры
стали
общепризнанными,
превратились
в символ "истинно
китайского".
Практически
это привело
к тому, что
каждый
китаец по
рождению и
воспитанию
должен был
прежде
всего быть
конфуцианцем.
Это не
означало,
что каждый
был знаком
со всей
суммой
конфуцианских
истин. Это
означало
другое: с
первых
шагов жизни
каждый
китаец в
быту,
обращении с
людьми, в
исполнении
важнейших
семейных и
общественных
обрядов и
ритуалов
действовал
так, как это
было
санкционировано
конфуцианскими
традициями.
И даже если
со временем
он усваивал
кое-что иное
и
становился,
например,
даосом,
буддистом,
даже
христианином
- все равно,
пусть не в
убеждениях,
но в
поведении,
обычаях,
манере
мышления,
речи и во
многом
другом,
Часто
подсознательно,
он
оставался
конфуцианцем. Воспитание начиналось с семьи, с малолетства, с приучения к культу предков и нормам сяо, к строгому соблюдению церемониала в семье и особенно на людях, в обществе. В простых крестьянских семьях конфуцианское образование часто этим и ограничивалось; в более зажиточных семьях детей учили грамоте, знанию письменных канонов, классических конфуцианских сочинений. При этом следует заметить, что многие пассажи из Шуцзин и Шицзин, изречения из Луньюй и тем более заповеди и нормы Лицзи распространялись изустно. Их знали все, грамотные и неграмотные, знали с детства. Понятно изложенные конфуцианцами, они превратились в афоризмы, порой в трюизмы, и сделались достоянием массы, которая легко восприняла эту соответствовавшую древним традициям писаную норму, придав ей значение Великого Закона. Соответственно сильно возросли авторитет и социальный статус грамотеев. В стране возник небывалый культ грамотности, иероглифа, культ конфуциански образованных моралистов-начетчиков, ученых-чиновников, способных читать, понимать и толковать запечатленную в священных книгах мудрость. Слой грамотеев-интеллектуалов, сосредоточивших в своих руках монополию на знание, образование и управление, занял в Китае место, которое в других обществах занимали дворянство, духовенство и бюрократия вместе взятые. Вся система образования в средневековом Китае была ориентирована на подготовку знатоков конфуцианства. Хорошее знание древних текстов, умение свободно оперировать изречениями мудрецов и, как вершина, умение писать сочинения, в свободном стиле излагавшие и комментировавшие мудрость древних, - такова была программа обучения в китайской школе, казенной и частной. На протяжении тысячелетий именно это считалось в Китае наукой, тогда как все дисциплины негуманитарного цикла и особенно естествознание не считались достойными серьезного внимания: ведь изучение всех прочих дисциплин, включая математику, в лучшем случае давало человеку определенные познания, но никогда не предоставляло ему привилегий. Изучение же священной конфуцианской науки открывало перед любым путь наверх, обеспечивало возможность сделать карьеру, добиться почестей, власти и богатства. Дать сыну образование и вывести его "в люди" - мечта каждой семьи в Китае, но осуществить ее было нелегко. Следовало изучить несколько тысяч иероглифов и с их помощью уметь разбираться в сложных древних текстах, написанных малопонятным письменным языком. На это уходили долгие годы упорного труда, да и давалась грамота далеко не всем. Следует заметить, однако, что облагодетельствовать и выучить бедного, но способного сородича считалось делом чести всей родни и сулило ей в случае успеха немало выгод, что обычно стимулировало благотворительность. В результате наиболее удачливые, способные и усидчивые ученики, имевшие достаточно сил, упорства, умения и терпения, могли овладеть всей суммой знаний, необходимых на конкурсных экзаменах. |