Распространение и китаизация буддизма |
|
Буддизм
в эпоху Тан (VII-Х
вв.) Упадок
буддизма Буддизм
- одна из
многих
религий
мира Распространение
буддизма в
Тибете
|
Распространяясь и укрепляясь, буддизм подвергался значительной китаизации. Вообще китайская конфуцианская цивилизация уникальна по степени устойчивости, приспособляемости, способности к регенерации и сопротивляемости внешним воздействиям. Всякая иноземная идеология, сколь бы мощной и всеохватывающей она ни была, проникая в Китай, неизбежно подвергалась такой сильной трансформации и китаизации, что в конце концов возникала достаточно оригинальная система идей и институтов, приспособившаяся к привычным китайским принципам, понятиям и нормам и лишь в самых общих чертах напоминавшая первоначальную идеологию. Это свойство китайской цивилизации проявилось на примере буддизма. Уже в IV в. китайские буддисты, например Сунь Чо, пытались доказать, что Будда - это воплощение Дао. Подчеркивая, что главное в их учении - это высокие моральные стандарты (доброта, терпение, добродетель), они весьма уважительно относились к конфуцианскому принципу сяо. Соответственно изменялись, причем нередко неосознанно, автоматически, отдельные строки из сутр: например, вместо фразы "жена заботится об удобствах для мужа" писали - как на то обратил внимание японский ученый X. Накамура - более естественную для китайца "жена почитает мужа". Показательно, что китайские буддисты, воздвигавшие на свои деньги в пещерных храмах ступы или статуи в честь будд и бодисатв, как правило, сопровождали эти свои дары надписями в типично китайско-конфуцианском духе (например, "молим о спасении душ наших драгоценных предков таких-то"). Изменения коснулись и других сторон. Так, на авансцену в китайском буддизме вышли те идеи, принципы и будды, которые более всего соответствовали традиционным китайским нормам, идеалам и представлениям. Начало таким изменениям положил знаменитый Дао-ань (312-385) - первый известный китайский патриарх буддизма, основатель монастыря в Сяньяне. Образованный конфуцианец, он увлекся буддизмом и вскоре стал его блестящим знатоком и активным проповедником. На основе заповедей Винаяпитаки, многие тексты которой Дао-ань сам перевел на китайский, он собственноручно составил образцовый монастырский устав. С его именем связаны многие переводы и комментарии к китайским буддийским текстам, составление первого каталога переведенных сутр. Он ввел для китайских буддийских монахор фамильный знак Ши- из китайской транскрипции рода Гаутамы (Шакья). Однако вершина деятельности Дао-аня в ином. Он основал культ будды грядущего Майтрейи (Милэфо), с приходом которого многие поколения китайских буддистов связывали свои надежды на лучшее будущее и на всеобщее благоденствие, так же как христиане со вторым пришествием Христа, а мусульмане с Махди. Не раз вожди китайских крестьянских движений объявляли себя или своих сыновей возродившимися Маитрейями, а культ Милэфо в Китае занимал центральное место в идеологии многих тайных обществ. Вторым
после Дао-аня
авторитетом
китайских
буддистов
был Хуэй-юань
(334-417), тоже
конфуцианец,
прошедший
через
увлечение
даосизмом и
примкнувший
затем к
буддизму.
Основанный
им
монастырь
Дунлинь-сы в
провинции
Цзянси
пользовался
большой
известностью
и влиянием,
собирал в
своих
стенах
лучшие умы
страны.
Однако, в
отличие от
Дао-аня,
Хуэй-юань
был скорее
блестящим
популяризатором
буддизма,
нежели
ученым его
знатоком.
Китаизация
буддизма в
его
деятельности
проявилась
в
установлении
культа
будды
Запада -
Амитабы,
покровителя
"Западного
рая","Чистой
земли", чем
было
положено
начало
китайскому,
а затем и
японскому
амидизму.
Культ
Амитабы, как
и культ
Майтрейи, в
Китае
всегда
тесно
связывался
с мечтами о
светлой
жизни и
райском
будущем. Во
взаимодействии
с
последователями
Майтрейи
китайские
амидисты,
прежде
всего
сторонники
секты
Цзинту ("Чистая
земля"),
участвовали
в
деятельности
тайных
обществ и в
революционных
крестьянских
восстаниях. |