Copyright and Design by ADAPTTECnologies © 2009 |
Буддизм
в эпоху Тан (VII-Х
вв.) Упадок
буддизма |
||
Распространение
и
китаизация
буддизма Буддизм
- одна из
многих
религий
мира Распространение
буддизма в
Тибете
|
В
начале
эпохи Тан
Китай был
покрыт
густой
сетью
буддийских
храмов,
пагод и
монастырей.
Многие из
них были
известны и
влиятельны.
Часто это
были целые
монастырские
городки с
многочисленными
храмовыми
сооружениями,
дворцами-павильонами,
с большими
залами для
собраний и
медитаций,
помещениями
для
библиотек и
переписки
сутр, а
также
домами и
кельями для
монахов и
послушников.
Такой
монастырь
был и святым
храмом, и
культурным
центром, и
гостиницей
для
путников, и
университетом
для
жаждущих
знаний, и
укрепленным
плацдармом,
где в
смутную
пору можно
было
отсидеться
за
крепостными
стенами.
Обычно в нем
постоянно
проживало 150-200
монахов, не
считая
множества
послушников,
служек и
монастырских
рабов-слуг. Обширные земли, составлявшие основное богатство монастырей, сдавались в аренду монастырским крестьянам. Арендная плата, щедрые пожертвования верующих, торговля свечами и благовониями, особенно бойкая в праздники, когда в храмы стекались толпы людей, а также освобождение от налогов - все это превращало монастыри в своеобразные государства в государстве с огромным экономическим потенциалом. Хотя монастырские богатства считались общими, принадлежавшими сангхе в целом, сами монахи почти ничем не напоминали древних нищих бхикшу. Правда, они тоже были вегетарианцами, обривали головы и носили желтую одежду. Но время приема пищи регламентировалось уже не столь строго, одежда не напоминала лохмотья, а содержание одного монаха в большом монастыре стоило, по некоторым подсчетам, впятеро больше, чем заработок наемного слуги. Кроме того, у монахов появились личное имущество, деньги, порой даже собственность. Эпоха Тан была золотым веком китайского буддизма, периодом его всестороннего расцвета. Однако она же стала и началом его упадка. Дело в том, что в централизованной империи, пришедшей на смену периоду Южных и Северных династий ' с его политической раздробленностью и междоусобицами, вновь обрело большую силу и заняло ведущие позиции конфуцианство. Со все большей ревностью и подозрительностью оно начало следить за успехами его идейных соперников - религиозного даосизма и буддизма. Одним из первых резко и решительно выступил против них, особенно против чужеземного буддизма, знаменитый танский поэт и философ, ученый и политический деятель Хань Юй. В своих произведениях и речах, в докладах императору он гневно обличал "ложные догматы и обряды" буддизма и даосизма, затмевавшие "истинный свет учения великого Конфуция". Хань Юй требовал расстричь всех монахов, сжечь их писания и превратить их храмы в жилища. Танские императоры, благоволившие к даосизму (они выводили свою фамилию. Ли, от легендарной Лао-цзы), пропускали мимо ушей обвинения в его адрес, тем более, что взять с полунищих даосов было почти нечего. Зато они с готовностью откликнулись на призыв обуздать буддизм, ибо их казна терпела немалый экономический ущерб из-за усиления мощи и увеличения земельных массивов и собственности буддийских монастырей. Готовилось
наступление
на буддизм.
Удар был
нанесен в 842-845
гг.
императором
У-цзуном,
выпустившим
ряд
антибуддийских
декретов.
Всем
монахам из
числа
социально
сомнительных-элементов
(беглые
солдаты,
бывшие
преступники)
и тем, кто
недостаточно
строго
соблюдал
правила
монастырской
жизни (а их
было немало),
было
приказано
выйти из
монашеского
сословия,
вернуться к
мирской
жизни,
трудиться и
платить
налоги - в
этом случае
за ними
сохранялось
накопленное
ими личное
имущество.
Повелевалось
резко
сократить
число послушников,
слуг и рабов
при
монастырях,
а
высвободившуюся
их часть
направить в
сферу
производительного
труда.
Вскоре по
императорскому
указу
закрыли
множество
мелких
монастырей
и храмов, не
зарегистрированных
властями, а
их земли
отошли к
государству.
Были
наложены
немалые
ограничения
на права и
привилегии
больших
монастырей,
оказавшихся
теперь под
строгим
контролем
властей; По
официальным
данным,
всего было
закрыто и
ликвидировано
4600
монастырей
и храмов,
разрушено
Около 40 тыс.
кумирен и
пагод,
конфисковано
несколько
миллионов
цин (1 цин - 6 га)
земли,
расстрижено
260 тыс.
монахов и
отпущено
около 150 тыс.
рабов. Удар
оказался
сокрушительным.
И хотя со
временем
буддизм в
какой-то
мере
восстановил
свои
позиции,
такого
расцвета,
как в Тан, ни
в экономике,
ни тем более
в сфере
идейной, он
уже не знал.
Подобно
религиозному
даосизму,
буддизм
занял
второстепенное
по
сравнению с
конфуцианством
место. |