<<НазадОглавлениеДалее>>

Китай: Военно-теоретическая мысль

 Высокий уровень развития военного искусства древнего Китая, а также его общей и военной культуры определил развитие китайской военно-теоретической мысли. Основой военной науки Китая считалось “семикнижие” — семь трактатов по военному искусству, написанных в различное время китайскими военными теоретиками. Самые древние из них трактаты Сунь-цзы (конец VI и начало V века до н. э.) и У-цзы (начало IV века до н. э.). Трактат Сунь-цзы является самым древним из известных в настоящее время работ по военному искусству. Этот трактат заложил основы военной науки древнего Китая. Мао Цзэдун назвал Сунь-цзы великим военным теоретиком древнего Китая. Трактат Сунь-цзы раскрывает содержание-и показывает важнейшие принципы древнего китайского военного искусства. В этом отношении он имеет большое положительное значение.

Но Сунь-цзы был идеологом китайской рабовладельческой деспотии в период роста городов и торговли, в период усиления разложения сельской общины, развития рабства и в связи со всем этим резкого обострения классовой борьбы. В политическом отношении древний рабовладельческий Китай представлял собой в это время ряд отдельных деспотий, боровшихся между собой за господство в Китае. В этой обстановке Сунь-цзы разрабатывал свой трактат о военном искусстве, прежде всего, как учение о захватнической, грабительской войне рабовладельческой деспотии. Поэтому многие положения древнего теоретика привлекали и привлекают внимание современных идеологов империалистической буржуазии, особенно в Японии и США, чего нельзя не учитывать при изучении трактата Сунь-цзы.

Сунь-цзы был полководцем или военным советником в царстве У в годы правления Холюй (514—495 гг. до н. э.). Он успешно командовал, войсками царства У, о чем свидетельствует один из трактатов IV века до н. э.: “Был человек, который имел всего 30 тысяч войска, и в Поднебесной никто не мог противостоять ему. Кто это? Отвечаю: “Сунь-цзы”.

Трактат Сунь-цзы “О военном искусстве”, в котором он обобщил исторический и свой личный боевой опыт, состоит из 13 глав: “Предварительные расчеты”, “Ведение войны”, “Стратегическое нападение”, “Форма”, “Мощь”, “Полнота и пустота”, “Борьба на войне”, “Девять изменений”, “Поход”,. “Формы местности”, “Девять местностей”, “Огневое нападение”, “Использование шпионов”. Все они написаны в краткой уставной форме и вместе с тем образно. Мы рассмотрим здесь лишь главнейшие положения этого трактата, в котором Сунь-цзы сделал попытку определить для своего времени условия достижения победы и показать причины поражений.

Прежде всего Сунь-цзы пытается определить значение войны. “Война, по его словам, это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели” (гл. I, п. 1).

Сунь-цзы заявляет, что если полководец усвоит излагаемую им теорию и будет применять ее, то “он непременно одержит победу” (гл. I, п. 5); если же этого он не сделает, то “непременно потерпит поражение”. Этим категорическим утверждением Сунь-цзы явно переоценивал значение излагаемых им правил ведения войны.

Сайт создан в системе uCoz