Copyright and Design by ADAPTTECnologies © 2009 |
Шива, Парвати и Ганеша.
Истоки индуизма
берут начало в Хараппской, или Индской
цивилизации, существовавшей в III - II
тысячелетии до н.э. в долине Инда. Религия
этой цивилизации основывалась на почитании
божества, имеющего много общего с
индуистским богом Шивой.
Примерно с
середины II тысячелетии на северо-западе
Индостана стали проникать племена Ариев. Их
язык позже стал называться ведийским
санскритом. Вторжению ариев
предшествовала длительная история
переселения народов, говоривших на
индоевропейских языках. Арии принесли
сложный обряд жертвоприношения - Яджну,
во время которого в жертву богам
приносилось жареное говяжье мясо и
галюциногенный напиток Сома.
Арии смешались с
местными племенами, называемыми в Ригведе
Даса. В результате состав общества
усложнился, что привело сначала к варновой,
а затем к кастовой системе, которые стали
социальной базой индуизма. В новой системе
первостепенная роль отводилась брахманам
- знатокам Вед и главным исполнителям
обрядов.
Брахманизм
получил распространение в Индии в 1
тысячелетии до н.э. Во второй половине 1-го
тысячелетия до н.э. позиции брахманизма
начали слабеть, и он на некоторое время был
оттеснен другими религиями, в основном буддизмом
и джайнизмом. К концу 1-го тысячелетия до н.э.
в Индии сложился комплекс разнородных
религиозных представлений, которые не
вступали в явное противоречие с Ведами, но
больше соответствовали новым условиям
жизни.
В начале 1-го
тысячелетия н.э. учение брахманизма
начинает вновь возрождаться в Индии в форме
индуизма. В это время индуизм и буддизм
развивались параллельно, причем спор их
философий был главной движущей силой этого
развития. Индуистская школя Ньяя
сформировалась под воздействием
буддийской логики, а школа Веданта
испытала серьезное воздействие буддийской
школы Мадхьямика. Большую роль сыграл
буддизм в отказе от кровавых
жертвоприношений.
Во
время правления династии Гуптов (IV - VI век н.э.)
индуизм стал господствующей религией в
стране.Буддизм, оказав на индуизм сильное
влияние, особенно в теоретической области,
был оттеснен за пределы страны, а в XI веке
окончательно исчез из Индии. Джайнизм
остался одной из индийских религий, но
число его приверженцев ничтожно мало.