Из-за дезорганизации центрального аппарата прекращаются
регулярный ремонт плотин и уход за ирригационными сооружениями. Хуанхэ,
давно уже превратившаяся в надземную реку, выходит из берегов, ее разливы
несут неисчислимые бедствия сотням тысяч семей. Бюрократический аппарат
империи, разъедаемый коррупцией и выросший до колоссальных размеров,
превратился в самодовлеющую силу, поглощающую основной прибавочный
продукт. Малолетние императоры оказывались пешками в руках придворных
группировок "евнухов" и "ученых". "Ученые" с позиций так называемых чистых
суждений разоблачали злоупотребления "грязных" стяжателей в центральной
администрации. Политическая борьба между "евнухами", связанными с
"сильными домами", и "учеными", выражавшими интересы профессиональной
бюрократии, выливалась в ожесточенные распри, доходившие до кровопролития.
Попытки государственного переворота в 166 и 169 гг., имевшие целью смену и
оздоровление управленческого аппарата, провалились. Расправа "евнухов"
была беспощадной. "Ученых" казнили, пытали, ссылали, тысячу "чистых"
бросили в тюрьму. Их книги публично сжигались на кострах. "Сильные дома"
на местах контролировали каналы рекомендации чиновников, домогались в
своих поместьях политической самостоятельности и формального признания
личной зависимости земледельцев. Усиление влияния в общественно-политической жизни
"сильных домов" с середины II в. знаменовало собой дезинтеграцию имперской
бюрократической системы и окончательный упадок императорской власти. В
обстановке затяжного политического и глубокого социально-экономического
кризиса в стране разразилось самое мощное в истории древнего Китая широкое
общественное движение, известное под названием восстания "Желтых
повязок". Движение "Желтых повязок" подготавливалось планомерно в
течение десяти лет религиозной сектой продаосского толка Тайпиндао ("Путь
Великого благоденствия"). Вероучение под таким названием, имеющее
сотериологическую направленность, было создано харизматическим главой этой
секты и руководителем восстания, магом и врачевателем Чжан Цзюэ, назвавшим
себя Учителем высшей добродетели. В своих проповедях Чжан Цзюэ точно
называл день (он падал на 4 апреля 184 г.), когда на земле наступит эра
Великого благоденствия. В этот день, как предрекал он, "Синее Небо (т. е.
династия Хань) погибнет и воцарится Желтое Небо (т. е. царство
справедливости)". Желтым Небом Чжан Цзюэ именовал и самого себя, выступая
в роли мессии — спасителя человечества от зла порочного мира Синего Неба.
Желтые повязки носили на голове все адепты секты. Проповедники Чжан Цзюэ
действовали по всей территории империи, призывая к всеобщему восстанию. В
восьми самых многонаселенных провинциях (где было сосредоточено 3/4
населения страны) руководителями секты было создано 36 религиозных
центров. Чжан Цзюэ обещал своим адептам покровительство Желтого Неба,
спасение и долголетие. Проповедь-воззвание Чжан Цзюэ, обращенная ко всем,
без различия пола, возраста, звания и чина, и обещавшая людям избавление
от страданий и счастье на земле в самом ближайшем будущем, привлекала к
нему толпы угнетенного люда. Члены секты проходили под руководством
проповедников Чжан Цзюэ военную подготовку, ее отряды насчитывали 360 000
бойцов. Движение приобрело массовый характер уже на этой стадии
деятельности секты и потому не могло остаться тайным, а возможно, этого и
не предусматривал ее устав. Задолго до начала вооруженного выступления отрядов Чжан
Цзюэ императору докладывали о том, что "вся империя приняла веру Чжан
Цзюэ", однако власти боялись арестовать Чжан Цзюэ, хотя и знали о его
деятельности, опасаясь, видимо, массовых выступлений. По некоторым данным,
чуть ли не две трети населения оказалось под влиянием учения секты.
Несомненны эсхатологические настроения сектантов, верящих в свое
предназначение свыше вершить великую карательную миссию во имя Благого Дао
(Шэньдао). Насколько это движение было подготовленным и организованным,
можно судить по тому, что Чжан Цзюэ удалось в поразительно короткий срок
изменить день восстания, когда внезапно выяснилось, что предатель выдал
властям план его действий. Через десять дней после приказа Чжан Цзюэ о
немедленном выступлении пламя восстания "Желтых повязок" полыхало по всей
стране. Повстанцы громили и сжигали правительственные учреждения,
уничтожали представителей власти на местах как носителей вселенского зла.
Восстание "Желтых повязок", несомненно, носило характер широкого народного
движения, в нем участвовали все слои эксплуатируемого населения. Официальная историография сделала все, чтобы стереть саму
память о движении "Желтых повязок"; достоверных данных о нем сохранилось
очень немного, да и те намеренно искажают события. Трудно сказать,
насколько крестьянство было движущей силой этого восстания, потому что ни
о каких действиях и требованиях повстанцев, которые можно было бы связать
с чаяниями крестьян, источники не сообщают. Идея уравнительного наделения
землей появляется в учениях даосских сект не ранее IV в. Но несомненно,
что движение "Желтых повязок", выступавшее под религиозной оболочкой
учения Тайпиндао, было первым в истории Китая массовым народным движением,
имеющим свою идеологию. И, как таковое, оно явилось прообразом будущих
крестьянских восстаний в средневековом Китае. Социально-религиозное
движение "Желтых повязок" стоит на рубеже древности и средневековья,
решительно отличаясь от всех предшествующих массовых выступлений
эксплуатируемого люда. |