Copyright and Design by ADAPTTECnologies © 2009 |
Идеологические течения, такие как даосизм, конфуцианство и фацзя, условно называют школой “легистов” (“законников”). Политические платформы, выдвигавшиеся представителями этих направлений, были выражением интересов, с одной стороны, знати: старой, потомственной, и новой, имущественной, а с другой — эксплуатируемого земледельческого населения — общинников. Характерно, что создателями и проповедниками этих учений часто выступали люди незнатные и небогатые. Некоторые из них были выходцами из самых низких слоев общества, даже из среды рабов. Основоположником даосизма считается полулегендарный мудрец Лао-Цзы, который жил, по преданию, в VI — V вв. до н. э. Он создал философский трактат, известный под названием “Дао дэ пзлн” (“Книга о дао и дэ”). Учение, изложенное в “Дао дэ цзине”, явилось в известной мере выражением пассивного протеста земледельческой общины против усиления налогового гнета, разорения и порабощения свободных общинников. Сочувствие к народу и его страданиям красной нитью проходит через все содержание “Дао дэ цзина”. Осуждая богатство, роскошь и знатность, Лао-Цзы выступал против произвола и жестокости правителей, против насилия и войн. Социальным идеалом древнего даосизма был возврат к первобытной общине. Лао-Цзы противопоставлял современной ему действительности, когда богатые и знатные утопают в роскоши, а “народ голодает оттого, что слишком велики поборы и налоги”, времена далекой древности, когда не было неравенства и угнетений и “люди не стремились приобретать богатства”. Однако наряду со страстным обличением несправедливости и насилия Лао-Цзы проповедовал отказ от борьбы, выдвигая теорию “недеяния”. Теория “недеяния”, согласно которой человек должен был покорно следовать дао — естественному течению жизни, являлась основным принципом социально-этической концепции даосизма. Конфуцианство возникло как этико-политическое учение на рубеже VI — V вв. до н. э. и в дальнейшем получило исключительно широкое распространение. Его основателем считается проповедник родом из царства Лу — Кун-цзы (Конфуций, традиционные даты жизни 551 — 479 гг.). Конфуцианцы являлись идеологами тех слоев аристократии, которые были заинтересованы в сохранении патриархально-родовых пережитков и общинного землевладения. Они оправдывали классовое неравенство, но отрицательно относились к обогащению и возвышению людей незнатных. Согласно учению Конфуция, каждый человек в обществе должен был занимать строго определенное место. “Государь должен быть государем, подданный — подданным, отец — отцом, сын — сыном”, — говорил Конфуций. Конфуцианцы настаивали на незыблемости патриархальных отношений и придавали огромное значение культу предков. Представители направления фацзя (“легистов”) выражали в основном интересы новой, имущественной знати. Они требовали установления частной собственности на землю, прекращения междоусобных войн между царствами и настаивали на проведении реформ, соответствующих требованиями времени. Это направление общественной мысли достигло расцвета в IV — III вв. до н. э. Наиболее выдающимися представителями фацзя были Шан Ян (умер в 338 г. до н. э.) и Хань Фэй (III в. до н. э.). “Легисты” создавали свою теорию политического и государственного устройства. В их произведениях впервые в истории Китая была выдвинута идея “юридического закона” как орудия государственного управления. В противоположность конфуцианцам, руководствовавшимся древними традициями и обычаями, “легисты” считали, что в основе управления государством должны лежать строгие и обязательные для всех законы (фа), отвечающие запросам современности. Они были сторонниками создания сильного бюрократического государства. Хотя даосизм и учение фацзя находились в крайней оппозиции к конфуцианству, но наиболее острые формы приняла борьба между конфуцианцами и идеологами фацзя. В борьбе за объединение Китая победил тот, кто прибег к помощи самого безжалостного и рассудочного учения — фацзя (легизма). Его называли также “школой закона”. Это учение избрали правители окраинного царства Цинь — наименее просвещенного и наиболее благоговевшего перед властью силы. Циньские цари охотно восприняли идею “сильного царства и слабого народа”, им импонировала мысль об “оглуплении” подданных — “черноголовых”, нравилась теоретически оправданная неразборчивость в средствах, а идея абсолютной власти над всей Поднебесной кружила голову. Вереницу циньских правителей, сознательно и упорно шедших к “мировому господству”, замкнет печально известный Цинь Ши-Хуан — “Первый божественный повелитель династии Цинь”. |