Copyright and Design by ADAPTTECnologies © 2009 |
Агни - бог огня
Арджуна - один из пяти братьев
Пандавов, герой "Махабхараты". Диалог
Арджуны и Кришны перед великой битвой,
являющийся кульминацией этой эпической
поэмы, составляет 18 глав "Бхагавадгиты".
У Арджуны и его братьев была общая жена -
гордая Драупади, которая досталась им в
награду за победу в рыцарских состязаниях,
устроенных её отцом, царём Панчалы
Ардханаришвара - бог, "полумужчина-полуженщина", гермафродитический аспект Шива-Шакти, символизирующего дуализм проявлений всего сущего.
Вишварупа - ("принимающий
все формы"), один из эпитетов Вишну как
повелителя всего сущего. Это воплощение
широко представлено в индийской живописи и
скульптуре и описывается в заключительной
части "Бхагавадгиты
Дурга - Великая Богиня-воин, побеждающая зло, воспаряющая из столпа огня, часто изображаемая в схватке с демоном-буйволом Махишасурой
Сарасвати - богиня музыки, науки, учёности и красноречия, изображаемая в виде светлокожей молодой женщины, восседающей на цветке лотоса и лебеде, с музыкальным инструментом виной и Ведами.
Кали - ("разрывающая время"), женская ипостась бога Шивы, его супруга, особенно почитаемая в Бенгалии. Изображается в грозном, устрашающем облике: чёрнокожая, с языка стекает кровь, в руках вознесённый меч и отрубленная голова, шея обвита змеёй и гирляндой из человеческих черепов
Калья - мифическая кобра из божеств "нагов" - змей, населяющих Паталу (низший мир). Калья отравляла воды Ямуны, и бог Кришна удалил её в глубины океана
Кришна - восьмое воплощение бога Вишну, в индусской мифологии представлен в двух образах - мудрого царя-воина и божественного любвеобильного пастуха. Кришна был рождён для того, чтобы уничтожить демона Кансу, узурпировавшего трон в Матхуре. В "Махабхарате" Кришна ведёт Пандавов к победе, призывая к участию в битве наставлениями, составляющими квинтэссенцию индусской философии
Ману - мифический прародитель людей, создавший наиболее известную из дхармашастр - сборников предписаний и правил, регламентирующих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с религиозными догматами брахманизма. Содержит также наставления об управлении государством и по судопроизводству ("Законы Ману").
Мунда - убитый богиней Кали свирепый демон, один из предводителей полчищ Шумбхи, главаря асуров.Парвати - одно из проявлений Великой Богини, супруга бога Шивы и мать Ганеши
Раван (Равана) - свирепый демон, правитель острова Ланка (Цейлон), один из главных персонажей "Рамаяны", похитивший жену бога Рамы Ситу. Поскольку десять его голов вырастали немедленно после того, как их отрубали, был уничтожен волшебной стрелой небесного огня, выпущенной Рамой.Рагхунатх (джи) - божество, мифический предок Рамы, воплощение Вишну
Рамачандра - седьмая аватара Вишну, пришедшая в мир в образе Рамы, чтобы освободить его от зла. Главной же целью его появления на земле было освобождение Ситы, идеальной жены Рамы, похищенной демоном Раваном на Ланку (Цейлон). Похищение и освобождение Ситы является главной темой эпической поэмы "Рамаяна".
Хираньякасипу (Хираньякашъяпа) - демон, вознамерившийся бросить вызов всему миру и небу. Появление Вишну в четвёртой инкарнации под именем Нарасимха ("человек- лев") связано с уничтожением Хираньякашъяпу.
Чанда (также Мунда) - сильный демон, один из предводителей армии асуров Шумбха - страны демонов, который был убит богиней Кали, положившей его отрубленную голову к ногам Великой Богини
Шанкара - (приносящий добро), одно из имён Шивы, а также некоторых святых.Шанкарачарья - одно из имён Шивы, которое было также дано философу, родившемуся в Керале ок. 700 г., автору священных текстов и поэм мистического содержания. Наряду с Гаупадой он возглавлял философскую школу "Адваита- веданты" (см. выше). Организовал религиозный орден, члены которого принимают его имя
Шива - один из трёх верховных божеств (наряду с Брахмой и Вишну) индусского пантеона, бог-разрушитель зла. По происхождению доарийский бог, "покровитель животных". Изображается в грозном виде, часто в священном танце, воплощающем космическую энергию, или аскетом, погружённым в созерцание, а также символически в виде лингама (фаллоса).